Понимание своего профессионального стиля становится четким и понятным.
Происходит мягкая трансформация от слепого подражания теории или старшим коллегам к формированию своего представления об эффективности и способа применения той или иной теории. Много интереса к новшествам, но отсутствие обесценивания базовых вещей и классических подходов. тут скорее происходит некоторая синергия между тем базовым знанием о работе психолога и все более новым открытиям в сочетании именно со своими возможностями и навыками.
Психолог перестает тревожится в ожидании сессии или неожиданных поворотов в психотерапии клиентов, наоборот появляется спокойствие и стабильность.
На предыдущих стадиях психотерапевт
уже были
решены следующие
задачи:- определил самого себя;
- достиг автономии;
- ограничил действия супервизора.
Страх супервизора как поглощающей матери на этой стадии отсутствует. Теперь терапевты сами ищут супервизий и стремятся к обучению как к поддержке и заглублению.
Супервизоры больше не выглядят родительскими фигурами, а ощущаются как коллеги с кем и психолог чувствует себя частью профессионального сообщества.
Меняется и ощущение себя среди равных и младших коллег, есть коллегиальность и признание.
Если на ранних стадиях начинающий психотерапевт прислушивался, в основном, к точке зрения более компетентных, статусных коллег, то теперь у него появляется мнение, что младшие коллеги тоже могут быть источниками ценных идей.
На супервизиях центральное место занимает анализ переноса - контрпереноса. Именно он обеспечивает ценную информацию относительно внутреннего состояния клиента, его межличностных взаимоотношениях, а также о том, что происходит на психотерапевтической сессии. Психотерапевт более заинтересован в анализе своих реакций на клиента или терапевтических отношений. Когда такой вид самопознания происходит, то процесс супервизий уже неотличим от психотерапевтического процесса.